ВЕЛЕСОВЫ ДНИ МЕСЯЦА ЛЮТЕНЯ-ФЕВРАЛЯ

МЕСЯЦ ЛЮТЕНЬ — КОЛОГОДНЫЙ УДЕЛ ВЕЛЕСА В Лета Вращении месяцу лютеню покровительствует Велес — Вещий Бог. О сию пору выделяют два Велесова Святодня: Большой (Великий) Велесов день, 11 лютеня. Предшествующий ему Малый Велесов день, 3 лютеня. Также Велесу посвящены семь дней — вторые Велесовы, или Волчьи, Святки (Малые Зимние Святки) — между Велесом Малым (3 лютеня) и Велесом Великим (11 лютеня): 3 лютеня — Велес Велес Волчий Сват (или Велес Сбруйник), 4 лютеня — Велес Студёный, 5 лютеня — Велес Корович (или Велес Коровятник), 6 лютеня — Велес Телятник, 7 лютеня — Велес Лукавый, 8 лютеня — Велес Серповидец, 9 лютеня — Велес Житный Дед, 10 лютеня — Велес Зимобор, 11 лютеня — Велес сшиби рог с Зимы. ВСКОРЕ ПОСЛЕ НИХ ПРАЗДНУЮТСЯ 15 лютеня — Велес Овчар, 16 лютеня — Ярило-с-Вилами и Именины Кикиморы (Марин день). ПРАЗДНОВАНИЕ ВЕЛЕСОВЫХ ДНЕЙ В ЭПОХУ ДВОЕВЕРИЯ  В эпоху двоеверия на Руси отмечали: 3 лютеня — Симеон и Анна, а тако же Малый Власий («Семён с Анной сбрую починяют», «Власий коней седлает») — по поверьям, на Власия Домовой «заезжает» лошадей, и чтобы этого не допустить, на ночь к лошади привязывали кнут, рукавицы и онучи; 4 лютеня — Никола Студёный («На Студёного Николу снегу навалит гору», «Никола Студный — Волчий Сват, маковый закат») — время «звериных свадеб»; 5 лютеня — Агафья Коровятница («На Агафью Коровья Смерть по сёлам ходит») — в деревнях творили обереги на скот; 6 лютеня — Вукол Телятник («На Вукола телятся жуколы»); 7 лютеня — святой Лука («Пришёл Лука — пеки пороги с луком») — луковым духом отгоняли болезни и всякую нечисть; 8 лютеня — Захарий Серповидец («На Захария Серповидца гляди серпы на лето», «Захарию Серповидцу молятся бабы-жницы»); 9 лютеня — Никифоры-Панкраты («Пришёл Панкрат — хлебом не богат», «На Панкрата Зима убегает тёмными ночами», «На Никифора лапти плетут»); 10 лютеня — Прохор («На Прохора Зима заохала», «Пришли Прохор да Влас — никак, скоро весна у нас»); 11 лютеня — день святого Власия — покровителя скота («Власьев день, коровий праздник», «Власий — сшиби рог с Зимы», «У Власия борода в масле»). Сразу после Власия начинались суровые Власьевские морозы; 15 лютеня — отмечали Онисима Зимобора, или Онисима Овчара — покровителя овец («На Онисима Овчарника Зима становится безрогой», «На Онисима Зимобора — Зиме время вспять поворотить»); 16 лютеня — отмечали Маремьяну Праведную, или Меремьяну-Кикимору, как её называли в народе. В этот день особливыми подношениями старались задобрить Кикимору, чтобы она не путала пряжу и не проказила по ночам. Тако же в народе говорили: «На Маремьяну Ярило — с вилами». Ибо, по поверьям, о сию пору Младой Ярило — Сын Велесов — «воздевает Зиму на вилы»; ПРАЗДНОВАНИЕ ВЕЛЕСОВЫХ ДНЕЙ В СОВРЕМЕННОМ РОДНОВЕРИИ 11 лютеня - Большой Велесов день, широко празднуется большинством современных Родноверческих Общин. Это один из наиболее значимых Святодней в году, и о нём уже написано немало. 3 лютеня - Малый Велесов день, празднуется более узко и преимущественно теми Общинами, которые почитают Вещего Бога своим Вышним Покровителем. Каждый человек, чтящий обычаи Предков и живущий по Родовому Искону, предстоя пред Велесом во Святодень Его, может в первую очередь обращаться к тому Лику Вещего Владыки, который наиболее соответствует складу его души. Так, например, для людей, живущих преимущественно плотскими интересами, Труженическое Сословие. Велес, Скотий Бог является, прежде всего, Владыкой Живой Природы, а также Покровителем животного, «скотьего» начала в самом человеке, связанным с физическим выживанием, продлением своего Рода и т.п. Для тех «деловых» людей, жизненные интересы которых сосредоточены преимущественно на обретении богатства и мирской выгоде (Купеческое Сословие), Велес является, прежде всего, Богом-Подателем богатства, Покровителем торговли и выгодных сделок. Как писал один из крупнейших исследователей Славянского Язычества и культуры Древней Руси академик Б.А. Рыбаков: «Вплоть до средневековья слово "скот" означало не только домашних животных, но и имущество, деньги, богатство. Слово "скотолюбие" означало "корыстолюбие". Поэтому "скотник" — финансовый чиновник, стоящий между посадником и старостой, а "скотница" — казна». Для тех, в чьей жизни главными целями является не материальная выгода, а Честь и Слава, (Воинское Сословие), Велес является, прежде всего, Грозным Разрушителем Препятствий (Велес — Третий Лик во Великом Сварожьем Триглаве, объединяющем Сварога-Творца, Перуна-Охранителя и Велеса-Разрушителя всего сущего), Могучим Богом. С его именем связаны понятия воли, власти и величия. И, наконец, для тех, в чьей жизни Духовные цели главенствуют над всеми остальными (Жреческое Сословие), Велес является духовным Началом (как во Всемирьи, так и внутри самого человека), владычествующим над животной («скотьей») природой, вещим Наставником, ведущим следующих Его Стезями по Духовному Пути Самопознания...