8 Бессмертных

8 бессмертных

Даосский пантеон очень интересен тем, что боги в нем не эгрегориальные структуры, реальные исторические личности, т.е. вознесенные маги.
Работая с данными богами можно обрести много нового.

Ба-сянь — восемь святых даосского пантеона — составляющие иероглифы: (кит. 八仙,Ba xian) — ба – «восемь», сянь – состоит из двух – «человек» и «гора». Восемь бессмертных, в китайской даосской мифологии популярнейшая группа героев. Восемь бессмертных часто изображаются на картинах как в храмах, так и в общественных местах, ресторанах и трактирах, часто пересекающими море на лодке. В нее входят:
Ли Тегуай
Чжунли Цюань
Люй Дунбинь
Хань Сянцзы
Цао Гоцзю
Чжан Голао
Лань Цайхэ
Хэ Сяньгу

Ли Тегуай (кит. 李鐵拐): Врач и учёный, изображается хромым, с волшебной тыквой-горлянкой , в которой волшебное снадобье, и железной клюкой; защитник больных, покровитель магов и астрологов. Нефритовый император даровал ему бессмертие за многочисленные благородные поступки. По легендам, является учеником и современником Лао-цзы. Самый «безобразный» в этой группе, т.к. из-за нерадивости одного из своих учеников вынужден был после «небесного путешествия» вернуться в труп нищего хромого.
Ли Тегуай (Ли «железная клюка», иногда Те-гуай Ли) — один из самых популярных героев цикла о Ба Сянь. Его образ сложился, видимо, к 13 в. на основе преданий о различных бессмертных — хромцах. Ли обычно изображается высоким человеком с темным лицом, большими глазами, курчавой бородой и курчавыми волосами, схваченными железным обручем. Его постоянные атрибуты — тыква-горлянка, висящая на спине, в которой он носит чудесные снадобья, и железная клюка (посох).
По версии, отражённой в романе «Путешествие на Восток» (16-17 вв.), даос Ли Сюань, познав тайны Дао, оставил своё физическое тело в пещере Даншань (Dangsban), в провинции Аньхой на попечение ученика, и отправился к Лао-цзы, предупредив, что если он не вернется через семь дней (алхимический цикл превращения), надо будет уничтожить его тело. Через шесть дней ученик узнал о болезни матери, сжёг тело учителя и поспешил домой. Вернувшись, Ли Сюань обнаружил, что его тело сожжено. В это время недалеко умер от голода хромой нищий, и Ли Сюань перешёл в его тело. С тех пор он приобрел вид хромого нищего. По некоторым легендам именно Лао-цзы воскресил его из пепла и повязал ему лоб золотым обручем.. Впоследствии он явился в дом ученика, оживил его мать, а через 200 лет взял и ученика на небо.
По другой версии, зафиксированной в сочинении филолога Ван Шичжэня (1526-90), Ли жил будто бы в 8 в. «Железная клюка Ли» — также известен как Ли Нинъян (Li Ningyang). Считается, что он является реально существовавшим человеком, и его личность связывают с именем Хань Сянцзы, племянником известного конфуцианского мыслителя Хань Юйя, жившего в 768-824 гг.
Он 40 лет постигал Дао в горах Чжуннаньшань, а потом, оставив в хижине тело, отправился странствовать. Тело растерзал тигр, а вернувшаяся душа вселилась в плоть умершего хромого нищего. Существуют рассказы о том, как Ли переплывал реку на листке бамбука и продавал на базаре чудотворные снадобья, излечивавшие от всех болезней. Ли почитали как покровителя магов, его изображения служили знаком аптекарских лавок.
По другим сведениям, он родился во времена династии Чжоу, его звали Ли Юань (Li Yüan), и он учился у Лао-цзы и богини Запада Сиванму. Он 40 лет занимался практикой и медитациями, не зная сна и отдыха. Он мог уменьшаться так, что ночевал в своей тыкве-горлянке.

Чжунли Цюань (кит. 鐘離權): Изображается с оголенным животом и держащим в руке веер (опахало), который возвращает к жизни умерших, является обладателем эликсира бессмертия. Ученик Ли Тегуая, один из основателей алхимического искусства бессмертия. Покровитель солдат. Был одним из способных полководцев. Однако Ли Тегуай, зная о способностях и предназначении Чжунли Цюаня, подстроил ему поражение в важнейшем сражении, с тем что бы он отказался от мирской славы ради обретения Дао. Так и случилось. Он ушел от мира взяв с собой лишь свиток «Дао Дэ Цзин».
Чжунли Цюань является одним из основателей даосской школы Цюаньчжэнь (Школа Совершенной Истины) . В даосизме его звали также Чжэньян Цзуши (кит. 正陽祖師, Zhèn Yáng Zú Shī), первый мастер Истинного Ян. Он также назывался Мастером Облачногоо Зала (кит. 雲房先生, Yún Fáng Xiān Shēng).
Чжунли Цюань (по другой версии, Хань Чжунли (кит. 漢鐘離), так как он родился во время династии Хань, т. е. Ханьский Чжунли, второе имя Юнь-фан — «облачный дом») происходил из-под Сяньяна в провинции Шэньси. Предания о Чжунли сложились, видимо, к 10 в., хотя рассказывается, что он сам относил своё рождение к эпохе Хань (во 2-3 вв. н.э.). Согласно первым упоминаниям о нем (в «Сюан-хэ шу пу» — «Перечне каллиграфических надписей годов Сюань-хэ»), он — блестящий каллиграф эпохи Тан, у него высокий рост, курчавая борода (по другим источникам, спадавшая ниже пупа), густые волосы на висках, непокрытая голова с двумя пучками волос, татуированное тело, босые ноги. По поздним преданиям, Чжунли был послан ханьским императором во главе войска против тибетских племён. Когда его воины вот-вот должны были победить, пролетавший над полем брани бессмертный (по некоторым вариантам, Ли Те-гуай) решил наставить его на путь Дао, подсказал неприятелю, как одержать победу над Чжунли. Войско Чжунли было разбито, а сам он бежал в пустынные земли. В отчаянии он обратился за советом к повстречавшемуся монаху, и тот отвёл его к Владыке Востока, покровителю всех бессмертных мужского пола, который посоветовал Чжунли отказаться от помыслов о карьере и отдать все силы постижению Дао. Чжунли занялся алхимией и научился превращать медь и олово в золото и серебро, их он раздавал беднякам в голодные годы. Однажды перед ним раскололась каменная стена, и он увидел нефритовую шкатулку — в ней оказались наставления о том, как стать бессмертным. Он внял им, и к нему спустился журавль, сев на которого Чжунли улетел в страну бессмертных. Чжунли изображается обычно с веером, способным оживлять мёртвых. Чжунли был канонизирован при монгольской династии Юань, в 13-14 вв., что было связано с его почитанием в качестве одного из патриархов некоторых популярных даосских сект.

Люй Дунбинь (кит. 呂洞賓): Знаменитый даосский патриарх, легендарный исторический персонаж. Ученик Чжунли Цюаня. Изображается с перекинутым за спину магическим мечем, рассеивающим зло, и опахалом в руке. Является грозой демонов, мастером медитации, основателем ряда даосских сект-направлений. Является также покровителем литературы и парикмахеров.
Имя от рождения Люй Янь (кит. 巖 or 岩,Lü Yán). Он называл себя также Мастером Чистого Ян (Чуньян-цзы) (кит. 純陽子 Chunyang Zi), в даосизме его называют также Патриархом Люй (呂祖 lü zŭ). Он родился в уезде Цзинчжао (кит. 京兆府,Jīngzhào Fŭ) в современной провинции Хунань около 796 при династии Тан.
Легендарный образ Люй Дунбиня сложился уже к сер. 11 в., его первое подробное описание содержится в «Заметках из кабинета Неразумного» Чжэн Цзин-би (кон. 11 в.). В Юэчжоу (современная провинция Хунань) был построен храм в его честь; он был официально канонизирован в 1111. Согласно преданиям, Люй Янь (его второе имя Дун-бинь, т. е. «гость из пещеры») родился 14-го числа 4-й луны 798. В момент зачатия с неба к постели матери спустился на миг белый журавль. Когда он родился, появился аромат благовоний вокруг. От рождения Люй имел шею журавля, спину обезьяны, туловище тигра, лик дракона, глаза феникса, густые брови, под левой бровью — чёрная родинка. Люй мог запоминать в день по 10 тысяч иероглифов. В 20 лет он не был женат, дважды пытался сдать экзамен на чиновника, но потерпел провал. Когда он служил в управе в области Техуа (современная провинция Цзянси), то в горах Лушань встретил Чжунли Цюаня, который научил его магии, фехтованию и искусству делаться невидимым. Учитель назвал его Чуньян-цзы — «сын чистой силы — ян (светлого начала)». По другой версии, пятидесятилетний Люй был вынужден с семьёй бежать в горы Лушань, где произошла встреча с Чжунли Цюанем, известным магом и алхимиком. (По другой версии он встретил этого даоса, направляясь в столичный Сиан в поисках работы.)
В то время Люю исполнился двадцать один год. Встреча произошла на постоялом дворе. Пока готовилась еда, Хань Чжунли одолжил для отдыха Люй Дунбиню свою подушку, которую использовал для алхимической работы.Он поставил вариться кашу из жёлтого проса, положил голову на подушку и задремал. Ему приснился знаменательный сон, как будто он выдержал государственный экзамен, получил важную должность и скоро стал заместителем министра. Он взял в жёны дочь уважаемого богача, у него родлились сын и дочь. Потом он дослужился до премьер-министра. Однако появилось много завистников, и его стали обвинять в преступлениях, он вынужден был уйти в отставку, жена его обманула, дети его были убиты разбойниками и он потерял всё своё состояние. Умирая нищим на улице, он вдруг проснулся. Хотя во сне прошло восемнадцать лет, в реальности весь сон занял несколько минут, пока варилась каша. Чжунли Цюань объяснил ему через этот сон тщетнось и пустоту повседневной жизни. Прозревший Люй становится даосским отшельником.
Пройдя длительное обучение многочисленным техникам, Люй Дунбинь получил посвящение. Это произошло на горе Хэ после многократных проверок стойкости его намерения. Потом Люй Дунбиня обучили магии, алхимии, секретным формулам даосской школы Высшей Чистоты (Шанцин, Shangqing). Люй стал постигать искусство бессмертия и начал демонстрировать скусство даосизма для привлечения последователей. Однако действия его были направлены только на достойных людей, которые своими поступками обращали на себя его внимание.
В легенде (про сон) использован сюжет, сложившийся еще в Танскую эпоху и известный в 8 в. по новелле Шэнь Цзи-цзи «Записки о случившемся в изголовье», где фамилию Люй носит даос. Впоследствии этот сюжет применительно к Люй Дунбиню разрабатывался китайскими драматургами: Ма Чжи-юанем (13 в.), Су Хань-ином (16 в.) и др. Поздняя анонимная пьеса «Сновидение Дунбиня» обычно разыгрывалась в храмах в день рождения одного из верховных даосских божеств Дун-ван-гуна. Известно немало рассказов о появлении Люя среди людей, о чём обычно узнают из оставленных им стихов, которых Люю приписывалось немало. В народных верованиях Люй — святой подвижник, познавший в мирской жизни страдания и решивший служить людям в качестве заклинателя демонов, преследующих беспомощный народ. На лубках он изображается обычно с мечом, разрубающим нечисть, и мухогонкой — атрибутом беспечного бессмертного, рядом с ним его ученик Лю («ива»), из остроконечной головы которого растет ветка ивы (по преданию, это дух старой ивы — оборотня, которого Люй обратил в свою веру). Иногда Люй изображается и с мальчиком на руках — пожелание иметь многочисленных сыновей, в этом качестве святого — чадоподателя Люя чтили китайские учёные. Люю приписывалась способность указывать путь к излечению или спасению. В легендах о Люе заметно буддийское влияние, в частности в истории о чудесном сне. Существуют буддийские толкования его искусства владения мечом как «отрубающим» все страсти и земные стремления. В позднем даосизме Люй стал почитаться как патриарх целых 5 даосских алхимических школ.

Хань Сянцзы (кит. 韓湘子): Известен как племянник учёного Хань Юя времён династии Тан. Покровитель музыкантов. Самый младший среди них. Изображается играющим на нефритовой флейте (свирели). Известен как использующий множество чудес, дабы повернуть головы людей в сторону постижения Дао. Учителем Хань Сянцзы был патриарх Люй Дунбинь.
В основе образа Хань Сянцзы (Сяна)- реальная личность. Родился при династии Тан и был назван Цинфу (кит. 清夫, qīng fū). Он был племянником или внуком знаменитого государственного деятеля и поэта Хань Юя (768—824), являвший полную противоположность своему дяде, конфуцианцу-рационалисту, не верившему ни в буддийские, ни в даосские чудеса. Хань Сян оставил работу чиновника в правительстве и отправился искать истину в Дао. Его учителем был патриарх Люй Дунбинь.
В литературе упоминается случай, как Хань Юй увещевал Хань Сяна, чтобы тот оставил даосизм, а Хань Сянцзы хотел, наоборот, оставить официальную карьеру. На банкете Хань Сян продемонстрировал мощь дао, выпив огромное количество вина до конца и не пьянея.
Хань Сянцзы особо преуспел в изучении магических знаний. К тому же, он отличался веселым нравом, превращавшим его учение в определённое качество жизни.
Хань Сянцзы умел делать вино из воды и выращивать зимой цветы. Его изображают красивым юношей, играющим на волшебной флейте, от чего все вокруг расцветало. За эту красоту Хань Сянцзы ассоциировался с женщиной, и на изображениях ему придавались женские черты.
Все основные легенды о Хань Сяне и посвящены показу превосходства даосов над конфуцианцами. По одной из них, когда Хань Юй во время засухи безуспешно пытался вызвать по повелению государя дождь, Хань Сян, приняв облик даоса, вызвал дождь и снег, специально оставив усадьбу дяди без осадков. В другой раз на пиру у дяди Хань Сян наполнил таз землёй и вырастил на глазах у гостей два прекрасных цветка, среди которых проступали золотые иероглифы, образующие двустишье: «Облака на хребте Циньлин преградили путь, где же дом и семья? Снег замёл проход Ланьгуань, конь не идёт вперёд». Смысл этих строк Хань Юй понял позже, когда за выступление против буддизма был отправлен в ссылку на юг. Добравшись до хребта Циньлин, он попал в пургу, а явившийся в облике даоса Хань Сян напомнил ему о пророческих стихах и всю ночь рассказывал о даосских таинствах, доказывая превосходство своего учения. На прощание Хань Сян подарил дяде фляжку из тыквы-горлинки с пилюлями от малярии и исчез навсегда. Встреча в горах Циньлин стала популярной темой картин уже у сунских живописцев. Хань Сян изображался также с корзиной цветов в руках и почитался в качестве покровителя садовников. Легенды о Хане зафиксированы также у среднеазиатских дунган (Хан Щёнзы), где он выступает как маг и чародей.

Цао Гоцзю (кит. 曹國舅): Известен как представитель правящего клана времён династии Сун. Изображается с кастаньетами и с нефритовой дощечкой — держащим пару императорских эмблем, дающей право входить в императорский двор, т.к. по рождении член семьи одного из императоров Поднебесной. Является покровителем актерского мастерства, актёров и мимов.
Бессмертный Цао Гоцзю, согласно «Запискам о чудесном проникновении бессмертного государя Чуньяна» («Чуньян дицзюнь шэньсянь мяотун цзи» Мяо Шань-ши, примерно нач. 14 в.), был сыном первого министра Цао Бяо при сунском государе Жэнь-цзуне (правил в 1022-1063) и младшим братом императрицы Цао Тайхоу (Го-цзю не имя, а титул для братьев государыни, букв. «дядюшка государства»). Цао Го-цзю, презиравший богатство и знатность и мечтавший лишь о «чистой пустоте» даосского учения, однажды попрощался с императором и императрицей и отправился бродить по свету. Государь подарил ему золотую пластину с надписью: «Гоцзю повсюду может проезжать, как сам государь». Когда он переправлялся через Хуанхэ, перевозчик потребовал с него деньги. Он предложил вместо платы пластину, и спутники, прочитав надпись, стали кричать ему здравицу, а перевозчик обмер от испуга. Сидевший в лодке даос в рубище закричал на него: «Коль ушёл в монахи, чего являешь своё могущество и пугаешь людей?». Цао склонился в поклоне и сказал: «Как смеет Ваш ученик являть свое могущество!» — «А можешь бросить золотую пластину в реку?» — спросил даос. Цао тут же швырнул пластину в стремнину. Все изумились, а даос (это был Люй Дунбинь) пригласил его с собой. По более поздней версии, Цао пережил тяжёлую трагедию из-за беспутства своего брата, желавшего овладеть красавицей-женой одного учёного, которого он убил. По совету Цао брат бросил в колодец красавицу, но её спасает старец — дух одной из звёзд. Когда женщина просит защиты у Цао, тот велит избить её проволочной плетью. Несчастная добирается до неподкупного судьи Бао, который приговаривает Цао к пожизненному заключению, а его брата казнит. Государь объявляет амнистию, Цао Го-цзю освобождают, он раскаивается, надевает даосское платье и уходит в горы. Через несколько лет он встречает Чжунли и Люя, и они причисляют его к сонму бессмертных. Цао Го-цзю изображается обычно с пайбань (кастаньетами) в руках и считается одним из покровителей актёров. Также изображается в красной форме и головном уборе чиновника высокого ранга, с нефритовой табличкой, дающей право входить в дворец. Иногда рисуют с трещотками в руках. Цао был присоединён к группе Ба Сянь позже остальных.

Чжан Голао (кит. 張果老): Является волшебником. Учитель и Совершенный Мастер. Может быть изображен сидящим на белом осле задом-наперед и обычно держит в руках бамбуковую трубку -барабан (ю-ку), стакан, футляр. У него длинная белая борода. Его мул может перемещаться с огромной скоростью. Во время остановок Чжан Голао превращает мула в бумажную фигурку и складывает её в карман. Капля воды вновь оживляет мула, когда его хозяину нужно ехать дальше.
Является создателем теории предсказания, которой пользуются и по сей день. Покровитель стариков.
Чжан Голао жил на горе Тяошань (條山) около Хэнчжоу (恒州). Ему даровал бессмертный Ли Тегуай. Он готовил настойку из трав, которую давал другим бессмертным.
Чжан Голао ассоциируется с реальным человеком, жившем при династии Тан. Это старший из бессмертных. По легенде, Чжан Голао — воплощение белой летучей мыши, появившейся ещё во время разделения мира Пань-гу. Уже при танской императрицы У-хоу (684—705) ему было несколько сотен лет. Он утверждал, что был министром при легендарном императоре Яо. Чжан Голао поставил своё физическое тело в районе горы Хэншань (恒山), где был построен храм Цися в его честь.
Чжан Го-лао (лао, «почтенный»), один из Ба Сянь, видимо, есть обожествлённый даосами герой, живший в эпоху Тан при императоре Сюань-цзуне (8 в.). Его жизнеописание имеется в официальных историях династии Тан. Наиболее ранняя запись о нём у Чжэн Чу-хуэя (9 в.), где он описан как даос-маг. Чжан ездил на белом осле, способном пробежать в день 10 тысяч ли. Остановившись на отдых, Чжан складывал его, словно бумажного. Когда надо было ехать снова, он брызгал на осла водой и тот оживал. Согласно наиболее ранней из легенд, связанных с жизнью Чжана при дворе Сюань-цзуна, Чжан таким же образом оживил мага Шэ Фа-шана, который раскрыл императору тайну о том, что Чжан есть дух — оборотень белой летучей мыши, появившейся в период сотворения мира из хаоса (по другим легендам, Чжан будто бы родился при мифическом первопредке Фу-си или при легендарном государе Яо), и, поведав это, тотчас же испустил дух. Чжану приписывалась способность предугадывать будущее и сообщать о событиях далекого прошлого. Чжан Го-лао изображается обычно в виде старца даоса с бамбуковой трещоткой в руках, нередко сидящим на осле лицом к хвосту. Лубки с его изображениями (Чжан подносит сына) часто вешали в комнате новобрачных. По-видимому, здесь произошла контаминация его образов Чжана и Чжан-сяня, приносящего сыновей. У народа мяо (Западной Хунани) Чжан Го-лао превратился в мифического героя, поразившего железными стрелами из железного лука 11 из 12 светивших одновременно солнц и лун, а также пытавшегося срубить растущее на луне дерево, заслоняющее её свет. Он уснул под деревом и оказался навсегда погребенным в его стволе. В этих мифах Чжан как бы заместил одновременно двух героев китайской мифологии: стрелка И и У Гана.
Однажды императрица У пригласила Чжан Голао ко двору, и он принял приглашение, но, не желая посещать двор, он разыграл сцену своей смерти. Он также отказался взять в жёны дочь императора Сюань-цзуна и получить от него титул министра.

Лань Цайхэ (кит. 藍采和): Изображается очень красивым, держит в руках цветы хризантемы или деревянные трещотки, или с корзиной цветов, иногда в одной туфле. Возраст и пол его неизвестен, но чаще он изображается как молодой юноша несколько женственного вида с бамбуковой корзиной цветов. Был юродивым, обут в один сапог, летом ходит в шерстяной рубашке, а зимой спит на снегу. Ходил по рынкам, а выпрашиваемые монеты раздавал или таскал по земле нанизанными на веревку, пока они не рассыпались. Покровитель(ница) торговцев цветами и садовников. Он игнорирует всё вокруг и постоянно весел. Его веселье охватывает всех окружающих. Легенда рассказывает, что он напоил всех бессмертных, и они перешли от внешней алхимии к поиску бессмертия, исходя из внутренних сил.
В даосской литературе первым из Ба Сянь упоминается Лань Цайхэ. В «Продолжении житий бессмертных» Шэнь Фэня (10 в.) Лань описывается как своеобразный юродивый. Он носит рваное синее платье (Лань означает «синий») с поясом шириной более трёх вершков с шестью бляхами чёрного дерева, на одной ноге сапог, другая — босая. В руках у него были бамбуковые дощечки (род кастаньет). Летом утепляет халат ватой, зимой валяется на снегу. Он бродит по городским базарам, распевая песни, которых он знает множество, и прося на пропитание. Деньги, которые ему давали люди, Лань нанизывал на длинный шнур и тащил его за собой. Временами он терял монеты, раздавал их встречным беднякам или пропивал в винных лавках. Однажды, когда он пел и плясал подле озера Хаолян и пил вино в тамошней винной лавке, в облаках показался журавль и послышались звуки тростниковой свирели и флейты. В тот же миг Лань поднялся на облако и, сбросив вниз свой сапог, платье, пояс и кастаньеты, исчез. В некоторых средневековых текстах Ланя отождествляют с сановником Чэнь Тао, будто бы ставшим бессмертным, и с отшельником 10 в. Сюй Цзянем, но в юаньской драме «Ханьский Чжунли уводит Лань Цай-хэ от мира» — Лань Цай-хэ — сценическое имя актёра Сюй Цзяня. Предполагают, что его имя происходит от аналогично звучащего припева в некоторых песнях 10-13 вв. Изображения Ланя появились также в 10-13 вв. Впоследствии при сложении цикла рассказов о Ба Сянь появились сюжеты о встрече Ланя с другими персонажами группы. При этом он утрачивает свои первоначальные атрибуты — кастаньеты-пайбань и флейту, благодаря которым он в ранний период почитался, видимо, как покровитель музыкантов: кастаньеты переходят к Цао Го-цзю, флейта — к Хань Сян-цзы, а сам Лань изображается с корзиной (Лань означает также и корзину); её содержимое — хризантемы, ветки бамбука — ассоциировалось с бессмертием, а Ланя стали почитать как покровителя садоводства. В фольклоре вечно юный Лань превращается в фею цветов, хотя нередко сохраняет и мужское обличье.
Лань достиг просветления около озера Хаолянь. За ним прилетел журавль, с которым он исчез в облаках, сбросив с себя единственный сапог, одежду и бамбуковые трещотки.

Хэ Сяньгу (кит. 何仙姑) (букв. «бессмертная дева Хэ») : Женщина, которая держит в руках лист лотоса или волшебный гриб — линь чжи, иногда с флейтой из персикового дерева. Покровительница домашнего очага и домохозяек. Изобрела женские практики достижения бессмертия, является прародительницей алхимиков-женщин. Родилась в провинции Хунань в префектуре Ёнг, которая называется теперь Линлинь , по другим сведениям — в богатой семье уезда Цзэнчен Гуандун. С детства была странной для обычных людей, почти ничего не ела, отказалась от замужества, ушла в горы.
В пятнадцать лет Хэ повстречалась с Люй Дунбинем, который стал за ней ухаживать, на самом деле желая приобщить к Дао. Получив от него учение, она смогла перелетать через горы и собирать дикие фрукты, зарабатывая себе и своей матери на жизнь. Впоследствии Люй Дунбинь, подарил ей персик с острова бессмертных Пэнлай и обучил, как надо владеть энергиями, используя женское начало инь.
Существует много местных преданий о девицах, носивших фамилию Хэ, которые слились, видимо, впоследствии в единый образ. В «Записках у Восточной террасы» Вэй Тая (11 в.) рассказывается о девице Хэ из Юнчжоу, которой в детстве дали отведать персика (или финика), после чего она никогда не чувствовала голода. Она умела предсказывать судьбу. Местные жители почитали её как святую и называли Хэ Сянь-гу. По «Второму сборнику зерцала постижения дао светлыми бессмертными всех эпох» Чжао Дао-и (13-14 вв.), Хэ была дочерью некоего Хэ Тая из уезда Цзэнчэн близ Гуанчжоу. Во времена танской императрицы У Цзэ-тянь (правила в 684-704) она жила у Слюдяного ручья. Когда ей было 14-15 лет, во сне ей явился святой Люй Дунбинь, и научил питаться слюдяной мукой, чтобы сделаться лёгкой и не умереть, она поклялась не выходить замуж. Впоследствии она средь бела дня вознеслась на небеса, но и потом не раз появлялась на земле. Однако первоначально в сер. 11 в., когда предания о Хэ получили широкое распространение, они не были связаны с легендами о Люе. По ранним версиям, Люй помогал другой девице — Чжао, впоследствии её образ слился с образом Хэ. К концу 16 в. уже было, видимо, распространено представление о Хэ Сянь-гу как о богине, сметающей цветы подле Небесных врат (по преданию, у ворот Пэнлай росло персиковое дерево, которое цвело раз в 300 лет, и тогда ветер засыпал лепестками проход через Небесные врата) и связанной с Люем. Именно по его просьбе Небесный государь включил Хэ в группу бессмертных, а Люй, спустившись на землю, наставил на путь истинный другого человека, который и заменил её у Небесных врат. Эта функция Хэ Сяньгу отразилась косвенно и на изображениях. Её атрибут — цветок белого лотоса (символ чистоты) на длинном стебле, изогнутом подобно священному жезлу жуи (жезлу исполнения желаний), иногда в руках или за спиной корзина с цветами, в отдельных случаях происходит как бы совмещение чашечки цветка лотоса и корзины с цветами. По другим версиям, её атрибут — бамбуковый черпак, поскольку у неё была злая мачеха, заставлявшая девочку трудиться на кухне целыми днями. Хэ проявляла исключительное терпение, чем тронула Люя, и тот помог ей вознестись на небеса. В спешке она захватила с собой черпак, поэтому иногда Хэ почитают как покровительницу домашнего хозяйства.
В городе Гуанчжоу имеется храм Хэ Сяньгу, где ей поклоняются на седьмой день третьей луны китайского календаря.

Представление о Восьми Бессмертных сложилось в первых веках н.э., но как канонизированная группа Ба Сянь утвердились, не ранее 11-12 вв. Закрепление состава шло постепенно; например, вместо Хэ Сяньгу в эту группу нередко входил Сюй-шэньвэн — реальный персонаж 13 в. Первоначально главным персонажем был, видимо, Ли Тегуай, позднее — Люй Дунбинь. Сказания о Ба Сянь разрабатывались в юаньской драме (13-14 вв.) в пьесах и романах минского времени (14-17 вв.) и в более поздней местной драме. Наибольший вклад в теорию и практику внесли: Чжунли Цюань, Чжан Голао, Хэ Сяньгу и Люй Дунбинь.
Кроме отдельных преданий о каждом из Ба Сянь существуют также рассказы и о их совместных деяниях (о путешествии за море, о посещении хозяйки Запада Си-ванму и др.). Эти легенды составили к 16 в. единый цикл и были использованы писателем У Юнь-таем в его романе «Путешествие восьми бессмертных на Восток» (конец 16 в.). В них рассказывалось о том, как Восемь Бессмертных были приглашены к Владычице запада Си-ванму и как они решили преподнести ей свиток с дарственной надписью, сделанной по их просьбе самим Лао-цзы. После пира у Си-ванму они отправились через Восточное море к владыке Востока Дун-ван-гуну. И тут каждый из них явил своё чудесное искусство: Ли Те-гуай поплыл на железном посохе. Чжунли Цюань — на веере, Чжан Го-лао — на бумажном осле, Хань Сян-цзы — в корзине с цветами, Люй Дун-бинь воспользовался бамбуковой ручкой от мухогонки, Цао Го-цзю — деревянными кастаньетами — пайбань, Хэ Сянь-гу — плоской бамбуковой корзиной, а Лань Цай-хэ стал на нефритовую пластинку, инкрустированную чудесными камнями, излучающими свет. Сияние плывущей по морю пластины привлекло внимание сына Лун-вана, царя драконов Восточного моря. Воины Лун-вана отняли пластинку, а Ланя утащили в подводный дворец. Люй Дун-бинь отправился вызволять товарища и поджёг море, и тогда царь драконов отпустил Ланя, но не вернул пластину. Люй и Хэ Сянь-гу отправились вновь к берегу моря, где и произошло сражение, в котором сын царя драконов был убит. Умер от ран и его второй сын. Лун-ван пытается отомстить, но терпит поражение. В ходе борьбы сбрасывают в море гору, которая рушит дворец Лун-вана. И только вмешательство верховного Нефритового государя Юй-ди приводит к установлению мира на земле и в подводном царстве.
Следует не забывать, что многое из описанного только лишь легенды.